Бронницкие инвалиды на открытии Выставки в Музее истории города Бронницы

06.06.2024

7 мая члены Бронницкой городской организации инвалидов ВОИ, по приглашению директора Музея истории города Бронницы, пришли в Музей истории города Бронницы на открытие Выставки из Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева «А были времена…»

Интересна история создания Выставки. Дело в том, что сотрудники нашего Музея при посещении Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева в Москве, увидели гравюры и литографии коллекции Талызиных, которые после революции 1917 года находились в Бронницком музее, о чем свидетельствуют надписи на каждом экспонате «из Бронницкого уездного музея».

По просьбе научных сотрудников Музея истории города Бронницы были изготовлены копии тех гравюр и литографий и подарены Бронницкому музею. Теперь эти копии будут храниться в нашем Музее истории города Бронницы.

Как же попали эти гравюры и литографии, некогда украшавшие стены дома усадьбы Талызиных в селе Денежниково Бронницкого уезда в Музей истории города Бронницы?

Когда Бронницы стали уездным городом, возникала необходимость создания краеведческого музея. После революций в 1917 году опустели дворянские имения (Марьино, Быково, Денежниково), но в них еще оставались культурные ценности, которые нещадно грабили. По решению правительства молодой Советской республики об охране этих и конфискованных из усадеб предметов искусства, живописи, изделий из фарфора и предметов быта, 4 марта 1918 года был создан первый музей в городе Бронницы на Московской улице. Шла гражданская война, финансирование музея прекратилось. В 1927 году по решению Раменского исполкома музей закрывают, а все экспонаты вывозят в город Раменское, где в 1929 году открылся Раменский исторический музей и основой фондовой коллекции стали вывезенные экспонаты из Бронницкого музея.

Одним из опустевших дворянских имений Бронницкого уезда было имение вельмож из рода Талызиных в селе Денежниково, необыкновенно красивый уголок. Более 200 лет назад Иван Лукьянович Талызин, приближенный Екатерины II, адмирал, член адмиралтейской коллегии с 1748 года и двоюродный брат канцлера Бестужева-Рюмина, по проекту Матвея Федоровича Казакова построил усадьбу, ставшую родовым гнездом Талызиных. Усадебный ансамбль в стиле классицизм, состоял из жилого и хозяйственного комплексов, отделенных друг от друга подъездной дорогой. Дом в Денежниково был обставлен с большим вкусом: мебель из карельской березы, дуба, красного дерева, отделана перламутром, костью, драгоценными породами дерева. Денежниково стало сосредоточением фамильных традиций с интересной историей, отраженной в домашнем архиве, в фотографиях, в портретах и конечно же, библиотеке, которая насчитывала более двух тысяч томов классиков. Около тысячи живописных полотен русских и иностранных мастеров украшали стены комнат и гостиных дома. Это были пейзажи, картины на исторические и мифологические сюжеты, натюрморты и портреты. Наследник по мужской линии Степан Александровичу служил в Измайловском полку, большая дружба связывала его с князем Александром Васильевичем Суворовым, который принимал живейшее участие в жизни семьи Талызиных, даже стал крестным отцом его сына Александра, который женился на его внучке, Ольге Николаевне Зубовой. С тех пор в залах дома появились портреты Зубовых и Суворовых. Портрет Александра Васильевича занимал особое, почетное место. Также в имении находилась большая коллекция вещей, принадлежавших фельдмаршалу. Они были переданы в Суворовский музейСанкт-Петербурга.

В 1918 году усадьба была национализирована. Большая часть имущества поступила в Бронницкий музей. В фондах Государственного музея имени Щусева хранится акварель Лебрена «Усадьба Денежниково. Вид дома со стороны парадного двора. 1809 год». На нем имение запечатлено в своем первозданном обличии. После революции усадьба какое- то время пустовала, затем в ней работало почтовое отделение, после разместилась небольшая комсомольская коммуна, около года работала артель ювелиров. С 1921 года находился детский дом, а с 1938 года по 1991 детский оздоровительный лагерь имени летчика Петра Вострухина. Но детей выселили, якобы для проведения реставрационных работ, но реставраторы так и не приехали. И дом гибнет, разрушается. Сохранившаяся часть фамильной галереи Талызиных тем более становится бесценной для нас, являясь отображением эпохи, в которой жили эти люди.

Что же такое – гравюра и литография?

Термин гравюра происходит от французского слова, которое в переводе означает – вырезать. Гравюру получают в результате оттиска резной основы на бумаге или на другом носителе. Чтобы получить произведение используют печатную форму из металла, дерева, линолеума или других материалов. На форму, ее называют матрицей или основой, наносят рисунок, который покрывают чернилами. Затем вручную, или с помощью печатного станка или пресса делают оттиск на бумаге. Такой оттиск получается зеркальным и называется эстамп. Именно эстамп, а не основа считается произведением искусства. Гравюра – это, тиражное искусство. С одной матрицы можно получить множество копий, их число не бесконечно, потому что форма со временем изнашивается. Гравированные изображения стали самым важным источником информации об окружающем мире и событиях в нем.

Гравюра была самой авангардной техникой своего времени. Она стала оружием пропаганды, одним из главных источников знания о мире. Ее даже называли предтечей современных массмедиа. Печатную графику коллекционировали ценители, ее же могли себе позволить и бедняки. Это одновременно элитарное и демократичное искусство, оно создавалось для избранных и для всех.

Литография — это разновидность оттиска на бумаге, которую часто путают с гравюрой. Но между этими направлениями есть принципиальное различие. Способ печати, при котором оттиски получаются в результате переноса краски под давлением с плоской, печатной формы непосредственно на саму бумагу. Изображение наносится жирной тушью – пером для передачи тонких штрихов, кистью для передачи более больших участков и сплошного тона или литографским карандашом. Такой способ печати изобрел в 1790 году немецкий писатель и топограф Алоиз Зенефельдер. Для литографии выбирали ровные гладкие известковые камни, которые дополнительно шлифовали.

Далее полиграфисты переводили на них изображения со специальной бумаги, она была плотной и зернистой и покрыта особым клеевым составом. Камень с готовым рисунком использовали и когда печатали репродукции. Литография стала популярной в 19 веке. Она была дешевле гравюр по дереву и металлу, и позволяла создать много копий одного изображения. Так изготавливают плакаты, афиши, рекламные объявления. Литографии печатали в газетах и журналах. И вот как раз на нашей выставке мы увидели копии именно литографии, которые принадлежали коллекции Талызина. И именно они были в Бронницком музее в начале двадцатого века.

Спасибо огромное сотрудникам Музея истории города Бронницы за возможность прикоснуться к истории создания Музея истории города Бронницы, узнать историю дворянской усадьбы в селе Денежниково.

С уважением, председатель Бронницкой организации инвалидов ВОИ Терешко Любовь.